Пресса о проектах фонда
Три концерта одного времени года
Из четырех концертов фестиваля автору этих строк посчастливилось побывать на трех. Именно посчастливилось: пафос не при чем. Но по порядку.
опубликовано в журнале Октябрь 2006,
Наталья Рубанова
IX Фестиваль камерной музыки «Возвращение»
Из четырех концертов фестиваля автору этих строк посчастливилось побывать на трех. Именно посчастливилось: пафос не при чем. Но по порядку.
Фонд развития культуры «Возвращение» объединяет молодых музыкантов, представляющих лучшие традиции русской исполнительской школы в нашей стране и за ее пределами. Ежегодно в консерватории и в Доме музыки проходят сольные концерты участников; есть в рамках форума и проект «Репрессированная музыка», посвященный творчеству композиторов, оказавшихся под прессом тоталитарных режимов в прошлом столетии (в издательстве «Классика-XXI век» выходят одноименная книга и компакт-диск). Etc: перечислять можно достаточно долго. Лучше сказать о самих авторах идеи «Возвращения», а именно: скрипаче Романе Минце и гобоисте Дмитрии Булгакове. Оба окончили Гнесинку, учились и за границей; оба лауреаты многочисленных конкурсов, как «родных», так и зарубежных. Оба по-настоящему одаренные люди: инструменты в их руках действительно живут и дышат (а при некоторой тенденции исполнителей к так называемому «музыкальному спорту», когда супертехника и то, что называют душой музыки, находятся нередко на разных полюсах, сочетание это профессионализма и музыкальной чуткости ценнейшее).
Ставка на оригинальность, не являющуюся тем не менее самоцелью, при даре мастерства беспроигрышна: IX Фестиваль камерной музыки открылся на Рождество концертом под названием «Музы» (первый вечер), на котором звучали сочинения, вдохновленные возлюбленными композиторов. Для В.А. Моцарта в Аллегро B-dur (1781) несколько академично, но безупречно исполненном пианистом Александром Кобриным, музами были как жена Констанца, так и ее сестра Софи. Для Бетховена в вокальном цикле «К далекой возлюбленной» Неизвестная, которую тщетно пытались «вычислить» из трио «Тереза Брунсвик ее сестра Жозефина их кузина Джульетта Гвиччарди» (тенор Алексей Мартынов, партия фортепиано Яков Кацнельсон). А вот Брамс и Шуман посвятили свои опусы одной женщине выдающейся пианистке, жене Шумана Кларе Вик. Фортепианные баллады (сочинение 10; исполнитель Чарльз Оуэн) автора всемирно известных «Венгерских танцев» напоминали композитору «о вечерних часах, проведенных с Кларой». Сам же Шуман посвятил Кларе Квинтет Es-dur для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели (сочинение 44, 1842-го года), который стал очень популярен именно благодаря ей. Что же касается муз Пауля Хиндемита и Арне Веркмана, то свои сочинения они также посвятили женам («Серенады» у первого и Каприс для арфы, скрипки, виолончели и фортепиано у второго). «Мое искусство это ты сама, на нем сиянье твоего ума», писал Шекспир в 78-м сонете, взятом музыкантами в качестве своеобразного эпиграфа к концерту. «С тобой, мой друг, я сам себя постиг, искусством стал мой неуклюжий стих». Эти переводы (в первом случае А. Финкеля, во втором Я. Колкера) строк «But thou art all my art, and dost advance аs high as learning, my rude ignorance» вечная загадка чуда любви и чуда искусства: немого чуда, заигравшего в руках музыкантов позволим себе вполне уместную метафору всеми цветами радуги.
Второй концерт назывался «Подтексты»: концерт-ребус, где слушатели самостоятельно должны были разобраться, что за смысл вложен композитором в то или иное его произведение. Цитаты, аллюзии, шифры. Ну то, что мотив рахманиновских «Вариаций на тему Корелли», виртуозно исполненных пианистом Александром Кобриным, автор взял из Сонаты для скрипки и бассо континуо Арканджелло Корелли, знают многие. Но не все о том (как и Рахманинов когда-то), что тема эта вовсе не принадлежит Корелли, а является старинной португальской фолией (folia «страсть» в переводе с португальского). Своеобразные головоломки представляли собой и остальные произведения, в том числе и «Посвящение Паганини» Альфреда Шнитке, о котором хочется сказать отдельно прежде всего из-за солиста Романа Минца, блестяще исполнившего эту сложнейшую музыку, в которой Шнитке использовал как точные цитаты, так и стилевые и даже воображаемые аллюзии. Слушая Минца, невольно думаешь, будто сам Паганини стоит на сцене и скрипка его часть тела, естественное продолжение рук. Музыканты представили публике и Трио №1 Брамса, и «Колокольчики» Леонида Десятникова, и «Траурную музыку» Хиндемита, и «Три пьесы для скрипки с фортепиано» Йожефа Йоахима и всё с «подтекстами». А в заключение пианист Яков Кацнельсон, тонко чувствующий стиль той эпохи, исполнил сложнейший неоконченный Контрапункт XIV из «Искусства фуги» И.С. Баха, «кодом» которого стала тема B-A-C-H (си-бемоль- ля – до – си) так называемая Тема Креста Господня, она же музыкальная монограмма, которую сам Бах (читай: BACH) расценивал как подтверждение истинной музыкальности собственного имени, зашифрованное в четырех этих звуках.
Третий концерт “Monotonia” был посвящен произведениям, написанным для нескольких одинаковых инструментов. «Кватернион» Софии Губайдулиной для четырех виолончелей, Соната g-moll Телемана для двух гобоев, знаменитая моцартовская Соната D-dur для двух фортепиано (KV 448), дуэт c-moll для двух лютен Иоахима Хагена и др.: «Если двое говорят одинаково, это не значит, что они говорят одно и то же», такой эпиграф (Б. Кузнецов) взяли музыканты в качестве эпиграфа к вечеру.
Четвертый заключительный концерт составлен по традиции по заявкам самих участников Фестиваля. Кого же любят они? Антонио Сальери, молодую Добринку Табакову (сумасшедший “Insight” «Озарение» для струнного трио: скрипач Роман Минц, альтист Максим Рысанов и виолончелистка Кристина Блаумане), Альфреда Шнитке, Владимира Торчинского, Бенджамина Бриттена, Леонида Десятникова, Джорджа Бенджамина, Паулу Беллинати, Альберто Хинастера и, конечно, Вольфганга Моцарта. «Музыкальная шутка» последнего для двух валторн, двух скрипок, альта и контрабаса (KV 522), как сказано в фестивальном буклете, это «острая сатира на бездарных музыкантов и неумелых исполнителей Фантазия Моцарта в этом произведении неистощима. Некоторые шутки композитора совершеннейшее хулиганство, «оскорбляющее слух» почтенного слушателя и прибавляющие хорошего настроения тому, кто способен отнестись к проделкам гения с юмором". Насмешка, которую могут позволить себе лишь талантливые и умелые. Возвращающие слушателям неизвестную музыку. Впрочем, как и известную на иной частоте восприятия.
В проектах Фонда на 2006-й Ц циклы «Возвращение. Портреты» (Дмитрий Илларионов, гитара и Кристина Блаумане, виолончель; авторский вечер композитора Елены Лангер в Рахманиновском зале нашей консерватории), концерт-презентация книги «Репрессированная музыка», а также “Brian Irvine Ensemble” – британская группа, исполняющая музыку с элементами джаза, классики, хип-хопа, рока и свободной импровизации со сценическим представлением в Московском международном Доме музыки.