Навигация по разделу

назад к списку

Пресса о проектах фонда

Роман Минц: "Мы не даем толкование слушателю, мы даем возможность прийти к своему пониманию"

Интервью Русскому Журналу

Мы развлекаемся разными вещами. Умением составлять концептуальную программу. Но если она плохо исполнена, то это неинтересно. То есть интересно только на бумаге. Для нас же все – довесок к качественно сыгранной музыке.

Скрипачу Роману Минцу 30 лет. Десять из них он худрук фестиваля «Возвращение». Фестиваль камерной музыки, рожденный в соавторстве с гобоистом Дмитрием Булгаковым, ежегодно в начале января собирает в Рахманиновском зале Московской консерватории музыкантов из разных стран. Как это ни удивительно, их тянет друг к другу такая непрагматичная вещь, как чувство духовной общности. Прошедший в этом году десятый фестиваль «Возвращение» подтверждает, что это интересно не только музыкантам, но и публике.

Русский журнал: Зачем затеян этот фестиваль – «Возвращение»? Как объяснить непосвященному, в чем его смысл?

Роман Минц: «Возвращение» – один из нескольких фестивалей камерной музыки в Москве. Когда он зарождался, особенность состояла в том, что организаторы были людьми очень молодыми. Обычно фестивали делают люди с большим опытом.

РЖ: Вы сразу начинаете с физики. А я имею в виду художественные цели.

Р.М.: Прагматических целей у нас никогда не было. А художественная цель у любого музыкального мероприятия одна. Я не очень верю в наличие разных художественных целей у музыкантов. Нас грела наша общность. Она существовала всегда, потому что мы выросли вместе. Потом нас разбросало по всему миру, и мы стали встречаться раз в год зимой на каникулах. Поскольку мы музыканты, то мы выбрали ту форму общения, которая нам более естественна. Мы сделали этот фестиваль, поскольку всегда, с детства, любили играть камерную музыку. То, какое он приобрел впоследствии значение, какие художественные результаты получились, – об этом не мне говорить. Анализ не моя специальность.

РЖ: Вы говорите – некая общность людей. Что это за люди?

Р.М.: Ну, это как люди, выросшие в одном дворе. В музыкантском мире это поколение людей, которые учились примерно в одно время. Не обязательно в одном месте – кто-то в Гнесинской школе, кто-то в ЦМШ, в училищах. Но все равно это люди, которые каким-то образом между собой общались, как-то варились вместе. Это профессия, которая с раннего детства людей связывает.

РЖ: Вы довольны тем, во что это вылилось?

Р.М.: Лично я доволен уже самим фактом, что это вообще происходит. Могу рассказать такую историю. У меня есть приятель, который учился в Германии. Когда одна эмигрантка ему сказала: «Я счастлива, что просыпаюсь в этой стране каждое утро», он ей ответил: «А я вообще счастлив, что просыпаюсь каждое утро». Поэтому в данном случае не могу сказать, счастлив ли я от того, как это получилось, я счастлив, что это происходит. Что это получается вообще. Потому что это все-таки довольно сложно. И насколько сейчас удачней, чем в прошлый раз, мне, в общем-то, не так интересно думать.

РЖ: Есть ли у фестиваля приоритет в программах?

Р.М.: У фестиваля есть несколько принципов, в том числе такой: каждая программа имеет свою концепцию. Кроме финальной, которая тоже имеет свою концепцию, но – одну на все фестивали.

РЖ: Вы говорите о концепции каждого фестиваля?

Р.М.: Нет, это принцип Декабрьских вечеров: есть тема и подбор произведений – музыки и живописи. У нас каждый концерт имеет свою историю. Например, программа одного концерта называлась «Черные ангелы». Все, связанное с дьявольской темой. Или «Анамнез»: произведения композиторов, больных психическими заболеваниями. Или «Отражения Стравинского», где не было музыки Стравинского вообще. Только композиторы, которые влияли на него и на которых влиял он. Создавался мир Стравинского, но без его музыки.

РЖ: Значит, внутри одного фестиваля существуют несколько таких смысловых сгустков?

Р.М.: У нас четыре концерта. Три тематических, а один всегда называется «Концерт по заявкам». В данном случае – заявки исполнителей, а не публики. То есть тот момент, когда снимаются эти барьеры – попасть в тему, и все играют все, что хотят. Ну, более или менее вписываясь во временные рамки.

РЖ: В чем особенность десятого фестиваля?

Р.М.: В этом году мы очень много думали, чтобы найти темы. Такое, что мы не пробовали. Пошли на кардинальный разворот, сделали один строго концептуальный концерт, который посвящен трем этапам: прощание, разлука и возвращение. В конце было исполнено специально написанное произведение Леонида Десятникова, которое называлось «Возвращение». Это вообще традиция. Мы заказываем одно сочинение специально для фестиваля ежегодно. А после этого мы сделали в шутку три программы: как бы отчетные концерты духовиков, струнников и пианистов. Конечно, не строго, разбавляли другими инструментами.

РЖ: Похоже на академический концерт.

Р.М.: В данном случае – шутка. Потому что мы всегда сильно отличались от всего академического. Кроме того, мы хотели еще раз сделать упор на то, за что нас всегда ценили – высокое качество. Это для нас важнее, чем все остальное.

РЖ: Значит, ваш конек – качество?

Р.М.: Ну, не может быть по-другому у музыкантов. Мы развлекаемся разными вещами. Умением составлять концептуальную программу. Но если она плохо исполнена, то это неинтересно. То есть интересно только на бумаге. Для нас же все – довесок к качественно сыгранной музыке.

РЖ: Где живут люди, которые приезжают на «Возвращение»?

Р.М.: В разных странах. У нас есть граждане Англии, Америки, Франции, Израиля, Украины, Великобритании.

РЖ: Тех, кто учился здесь?

Р.М.: Необязательно. «Возвращение» – это слово может иметь много разных смыслов, в том числе – воссоединение родственных душ. Потом, здесь есть слово «вращение». Мы действительно уезжали, потому назвали фестиваль «Возвращение». Кто-то уехал и вернулся. Но это на поверхности. Возвращение – здесь много значений. Лично я никогда не считал приоритетным то или другое толкование. И как в наших программах, мы не даем толкование слушателю, мы даем возможность прийти к своему пониманию. Наши программы во многом ставят вопрос, но не обязательно дают ответ. Но они заставляет людей думать. Психически больные композиторы – что это значит? Программа «Музыка на продажу»: сочинения, написанные по заказу. Мы не говорим, важны или не важны деньги для написания шедевра. Просто ставится вопрос: значимо ли то, что человек пишет за деньги? Или он должен обязательно для души творить? Может, это вообще не имеет никакого значения.

РЖ: А какая может быть духовная общность у людей, которые вместе не учились и едва знакомы?

Р.М.: А бывает любовь с первого взгляда? На самом деле я учился с 18 лет в Лондоне, и есть люди, с которыми я где-то познакомился, мы в чем-то совпали и захотелось общаться дальше. Эта духовная общность возникает не всегда. Можно общаться с человеком каждый день и не иметь ее.

РЖ: Десять – юбилей. Можно подводить итоги – все равно это какой-то этап. Что вы думаете по этому поводу?

Р.М.: Я стараюсь о таких вещах не думать. Потому что итоги за нас подводит жизнь – совершенно неожиданно иногда. Можно сделать три концерта, и вдруг итоги сами подвелись. А можно провести десять фестивалей и не делать этого. Я знаю, что мы, возможно, не оправдали каких-то надежд стратегического характера. Но это проблема тех, кто эти надежды возлагал – мы никогда ничего не обещали и никому ничего не должны. Мы лишь делаем свое дело. Наше дело – играть музыку.

РЖ: Как соотносится программа этого фестиваля с программой предшествующих?

Р.М.: Она что-то повторяет из прошлого. Раньше мы не повторяли ни одного сочинения. А сейчас по случаю праздника мы решили какие-то вещи повторить. Потому что люди очень хотели исполнить что-то, что было девять лет назад. Двадцать и тридцать лет музыканту – разница очень большая. Многое меняется в интерпретациях.

РЖ: Вы хорошо представляете публику, для которой играете?

Р.М.: Да, я хорошо знаю ее в лицо.

РЖ: Что это за люди?

Р.М.: Сейчас это уже просто одна такая огромная тусовка. Получается, тоже фактически общность. Это интеллигенция. Люди, которые очень хорошо разбираются в музыке, которые могут оценить и программы, и музыку, и исполнение. Публика требовательная. Перед ней имеет смысл волноваться.

РЖ: У меня такое ощущение, что ваш фестиваль – подобие рая на земле. Вы делаете, что хотите, есть благодарная публика, компетентная, разбирающаяся, которая к тому же приходит на все концерты. А есть ли у вас проблемы, которые толкают вперед? Любое дело не может стоять на месте, даже такое прекрасное.

Р.М.: Проблемы – вопрос философский. Что считать проблемой? Кроме того, многие проблемы создают люди, изначально признавая их проблемами. Недавно, давая интервью, я вспоминал, как было, когда мы начинали. Тогда нам было на десять лет меньше, и у нас вообще никаких трудностей не было. Отсутствие какого-то опыта было плюсом. Мы не считали, что есть что-то невыполнимое, что мы что-то не сможем сделать.

РЖ: То есть трудность только одна – возраст?

Р.М.: Ну, это не возраст, а наличие какого-то опыта и скептицизма. Думаешь: стоит это делать? Это получится? Раньше таких вопросов не возникало, и очень многое получалось. То, что вроде не должно получиться. Подумать, в 20 лет – собственный фестиваль с какой-то степенью успеха. При отсутствии финансирования, при отсутствии масштабной поддержки. Ну, это непонятные вещи. Поэтому важно, как смотреть на это. Я не очень хочу делиться трудностями. Трудности – это рабочий момент. Я, конечно, хотел бы иметь гораздо больше денег. Но это, очевидно, довольно банально.

РЖ: Обычно любое успешное дело стремится к расширению – больше залов, больше концертов.

Р.М.: Понимаете, если концерт камерной музыки перенести в БЗК, он от этого никак не выиграет. И тем более, если в Большой зал Дома музыки. Там он погибнет. В Доме музыки в Камерном зале мы несколько лет назад начали серию концертов «Портреты». Участники фестиваля получают карт-бланш – составить программу, пригласить, кого хочется. На самом деле – автопортреты. То есть мы расширяемся не за счет объема, мы просто делаем больше вещей. У нас много проектов, которые мы делаем вне фестиваля.

РЖ: Вы – редкий примера счастливого человека, занимающегося любимым делом. Нет, довольных людей много, но их деятельность, как правило, связана с пафосом и многословием. Вы существуете просто, создавая радость из самых обычных моментов.

Р.М.: Фестиваль принципиально антипафосный. Сейчас появилось много разных фестивалей. В них есть вступительные слова и все такое. А наше обращение – три коротких предложения в буклете. Мы долго бились, чтобы не написать лишнего, на строчку больше. Постепенно сокращали и сокращали. Потому что слова – они мешают. Либо с ними надо виртуозно обращаться, взвешивать. То, что мы делаем, не связано напрямую с тем, что надо говорить. Сначала мы пытались что-что сказать, что-то выразить. Но это не наше. Мы от него избавились. Ничего не объявляем на концертах. Только музыка, и все, что с ней связано. Мне кажется, это правильно.

Беседовала Марина Борисова

6 февраля 2007 г.


Вернуться к навигации