Пресса о проектах фонда
Взрослая жизнь молодой идеи
Фестиваль «Возвращение» отпраздновал 10-летний юбилей
Среди всех фестивалей камерной музыки, регулярных и спорадических, с богатой историей и с пафосом новизны, организованный выпускниками Гнесинской десятилетки скрипачом Романом Минцем и гобоистом Дмитрием Булгаковым фестиваль «Возвращение» (в этом году прошел при поддержке одноименного фонда, Москонцерта, МССМШ им. Гнесиных, Федерального агентства по культуре и кинематографии и банка «Софрино») — самый концептуальный.
Среди всех фестивалей камерной музыки, регулярных и спорадических, с богатой историей и с пафосом новизны, организованный выпускниками Гнесинской десятилетки скрипачом Романом Минцем и гобоистом Дмитрием Булгаковым фестиваль «Возвращение» (в этом году прошел при поддержке одноименного фонда, Москонцерта, МССМШ им. Гнесиных, Федерального агентства по культуре и кинематографии и банка «Софрино») — самый концептуальный. В том смысле, что сам жанр камерного музицирования здесь рассматривается не только как исключительная и недооцененная местной филармонической концертной механикой музыкальная практика, но и как эксклюзивное событие, фестивальная идея.
Люди, закончившие специальные музыкальные школы Москвы и СНГ, потом отправившиеся учиться и делать карьеру на Западе, а также их друзья и коллеги способны играть свои сольные концерты, и многие делают это с большим успехом (кроме организаторов это Борис Андрианов, Екатерина Апекишева, Дмитрий Илларионов, Максим Рысанов, Кристина Блаумане, Александр Кобрин, Яков Кацнельсон, Юлия Корпачева и другие). На «Возвращении», так же как в Европе и Америке, но в несколько более импровизированном, подчиненном какой-нибудь организаторской мысли или эмоции порядке, они с удовольствием распределяются на камерные ансамбли. И даже если не все сто процентов ансамблей оказываются на сто процентов отрепетированными, их склеивает профессионализм того еще не окаменевшего в своем совершенстве рода, которым отличаются исполнители на взлете карьеры. Плюс хорошо и давно зарекомендовавшая себя идея если и не вполне замкнутого, но все-таки круга, изобретательные перемещения внутри которого находятся в тесной связи с изяществом музыкального содержания.
За фестивальную неделю сыграно пять больших концертных программ, около 40 ансамблевых сочинений, на сцене в разных сочетаниях появлялись около 40 музыкантов, посвятивших свои исполнительские навыки и интерпретационные возможности тридцати двум (!) композиторам пяти (!) — с XVII по XXI — веков. В широте репертуара, как в широте круга — сила замысла в частности и жизни в целом. Легкая нота калейдоскопичности искупается ансамблевыми удачами и репертуарными откровениями, такими, как, например, «Последний раунд» Освальдо Голихоффа — кулачные бои, пропитанные пьяццольным хмелем.
Одно из главных (в формально информационном смысле) событий фестиваля оказалось помещено совсем в другое место, нежели бывало раньше — специально заказанное организаторами современное сочинение (на европейский манер) обыкновенно закрывало финальную программу феста — «Концерт по заявкам» (самих музыкантов). Но в этот раз небольшая пьеса Леонида Десятникова «Возвращение» для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели (с фрагментом можно ознакомиться на сайте радио «Культура») прозвучала в самый первый день. Так обычаи были нарушены, зато составилась концептуально юбилейная программа из трех частей — «Прощание--Разлука--Возвращение». И так же, возможно, из-за первого нарушения подвергся ревизии «принцип неповторяемости музыки» — завершила фестиваль некогда тоже специально заказанная строго игривая вещь Артема Васильева для скрипки (Минц), гобоя (Булгаков), фортепиано (Кобрин) и фонограммы Game Over, премьера которой состоялась на фесте в 2001 году.
«Концерт по заявкам», собирающий по обыкновению самое большое столпотворение публики, на этот раз был изобретателен, как всегда. В череде номеров, отобранных музыкантами для отдохновения души и на потребу умной публики, были сияющие пики и плоские равнины. Фортепианный квартет Шумана ми-бемоль-мажор ор.47 с Апекишевой за роялем, с Бровцыным (скрипка), Рысановым (альт) и Андриановым (виолончель) подарил единое ансамблевое дыхание, даже единое тактильное ощущение звука и чувство, будто ни о чем другом думать не надо кроме веселого и бойкого трепета бликов и пения полифонизированных голосов — каждого в отдельности и всех вместе.
А Соната для гобоя и фортепиано Анри Дютийе в исполнении отменного гобоиста Павла Стругалева и чуткого пианиста Якова Кацнельсона удивила профессиональной холодностью первого и углубленной сосредоточенностью второго, что превратило ансамбль в форму настолько же изящную, насколько искусственную.
Пара виолончелей Борис Андрианов — Евгений Тонха, при всей непритязательности номера Аарона Мински (The Good High Alaska Boogie/Way Out West) очаровали степенью музыкантской свободы и ансамбля, чем не смогли похвастать их коллеги, игравшие балетную сюиту Богуслава Мартину тщательно и с удовольствием, но скованно.
Другая пара — самая красивая пара фестиваля — Максим Рысанов и Кристина Блаумане, дыша и думая в такт, раскрасили нежнейшие «Буколики» Витольда Лютославского (пять крохотных пьес ювелирной формы и волшебного звучания) не только в очевидные пастушеские, но и нежданно маньеристские тона. Словно придав всему фестивальному увлечению репертуарными редкостями особенный — не каталогизирующий, но живописный — объем.
«Концерт по заявкам» кроме любви к раритетам показал и редкую искушенность в вопросах ХХ века, и способность сочетать широту охвата с нежностью к деталям. И, как водится, наколдовал атмосферу непретенциозной игры, за которой мучительная работа, кипящие страсти, тщательно строящиеся карьеры, взрослая, не юбилейная жизнь. Юлия БЕДЕРОВА, «Время новостей»