Навигация по разделу

назад к списку

Пресса о проектах фонда

Московские каникулы.

Закончился четвертый фестиваль камерной музыки “Возвращение”

По фестивальному буклету можно изучать новейшую историю миграции отечественной музыкальной элиты. Подробные биографии его участников, разбросанных по разным музыкальным образовательным заведениям Европы и Америки, не только сообщают нам о том, куда утекают молодые таланты, но и рассказывают о международных карьерах знаменитых российских педагогов.

Однако никакого пессимизма в фестивале “Возвращение” нет. От депрессивного взгляда на постсоветскую культурную ситуацию он с легкостью излечивает.

Пусть преподавательских светил обратно не заманишь, зато молодое поколение уже четвертый год подряд не жалеет сил, времени, а также своих и родительских денег на возвращение домой. Надышавшись чужим воздухом, они привозят сюда новый опыт. А вместе с ним, бывает, заманивают на свою загадочную снежную родину и новых друзей – однокашников из какого-нибудь Кельна или Любека (в этих городах расположились легендарный скрипичный педагог Захар Брон и виолончелист Давид Герингас). Они молоды, не обременены семьей и контрактами, для них еще что-то значат такие вещи, как школьная дружба, родные стены и – как ни странно это звучит по отношению к музыкантам – честь мундира.

“Возвращение” – фестиваль выпускников гнесинской десятилетки, ежегодно устраиваемый во время зимних студенческих каникул. Руководит им пара обаятельных и толковых профессионалов – 24-летний скрипач Роман Минц и&nbsp22-летний гобоист Дмитрий Булгаков. Они умеют и людей собрать, и несколько интересных программ выстроить, и бодрый финальный номер правильному композитору заказать (в этом году им оказался молодой электронщик Артем Васильев). Но по мере того как фестиваль хорошеет и крепнет, из трогательного факта внутренней школьной жизни превращаясь во вполне заметное и респектабельное культурное явление (все четыре концерта фестиваля в этом году проходили в набитом публикой Рахманиновском зале Консерватории), его происхождение становится не столь уж важным. В его ряды может затесаться и тот, кто, собственно, ниоткуда и не возвращался, потому что никуда не уезжал, и даже питомец из ЦМШ – вечной соперницы Гнесинки. Важно, что существует содружество молодых музыкантов, которым интересно что-то делать в России. Важно, что они находят для этого возможности: в этом году фестиваль стал совсем взрослым, к его семейному бюджету добавилась помощь Британского совета и Французского культурного центра. Важно, что среди возвращенцев есть такие, кто уже вовсю наступает на пятки отцам.

Отцам – не только в переносном, но и в самом прямом смысле. Среди участников встречаются известные фамилии: виолончелист Евгений Тонха, пианистка Ксения Башмет (кстати, очень крепкая ансамблистка). Впрочем, они на пятки пока никому не наступают. А вот таких музыкантов, как виолончелист Борис Андрианов, скрипач Борис Бровцын, пианистка Екатерина Апекишева или сопрано Юлия Корпачева, некоторым постарше можно и поостеречься. Соната Равеля для скрипки и виолончели (Андрианов с Бровцыным) или шубертовское Рондо си-минор для скрипки и фортепиано (Бровцын с Апекишевой) украсили бы любой серьезный фестиваль. Такое качество камерного музицирования нечасто встретишь. Роман Минц, пожалуй, самый характерный представитель поколения возвращенцев, как обычно, был неотразим в самой что ни на есть современной музыке. Даже Хиндемит (Cоната&nbspin&nbspD) в его исполнении пресноват – это же прошлый век! Зато каждую ноту современного англичанина МакМиллана (коротенькая необязательная пьеска After the Tryst) Роман понимает и чувствует, как свою собственную. Чудесно прозвучал длиннющий шубертовский до-мажорный квинтет, обаяние которому придали те самые однокашники, что были заманены возвращенцами в московскую зиму. К месту пришлись и легкострунная скрипачка Тамаки Кавакубо, и тяжеловес-виолончелист Тимоти Парк, которому впору было поделиться темпераментом со всеми участниками фестиваля. А “Детскую” Мусоргского, которую Юлия Корпачева с поразительной точностью, юмором и непринужденной театральностью исполнила под безукоризненный аккомпанемент Алексея Гориболя, без лишних слов вообще назову откровением.

Молодых всегда почему-то хочется перехваливать, а зрелых и опытных – обижать скепсисом. Это неправильно и непедагогично, но раз в году, во время зимних студенческих каникул, – вполне простительно.

Екатерина БИРЮКОВА, “Время Новостей“


Вернуться к навигации