Навигация по разделу

назад к списку

Пресса о проектах фонда

О грядущем фестивале «Возвращение» из первых уст

Любителям классической музыки, собирающимся провести долгие новогодние каникулы в Москве, не приходится лишний раз спрашивать себя о том, куда пойти. Уже 15 лет в Москве проходит фестиваль камерной музыки «Возвращение», программа которого и в этом году неповторима. О преданности музыке, музыкальной дружбе и о лучшей московской публике рассказывает основатель фестиваля гобоист Дмитрий Булгаков.

В этом году фестиваль «Возвращение» пройдет уже в 15-й раз. Скажите, как все начиналось и что изменилось (а может быть, осталось неизменным) за эти годы?

Начиналось, когда организаторам и исполнителям едва исполнилось 20. Когда многие из нас отправились учиться/доучиваться зарубеж. Когда нам стало понятно, что не хватает общения, человеческого и музыкального. Что надо возвращаться! Хотя бы раз в год встречаться, разговаривать друг с другом, играть вместе. Тогда это были я и Роман Минц, сформулировавшие идею и концепцию фестиваля, и 5–10 таких же безбашенных друзей-единомышленников, которым не казалось странным создать проект в 20 лет. Год от года участников становилось больше. Сейчас их около 40 каждый год и более 150 за все фестивали. Сыграно несколько десятков концертов, большинство из них с тематическими программами, в которых произведения за все эти годы не повторялись ни разу. Мы выросли, переместились в наш любимый Рахманиновский зал (из залов Гнесинки и Антрепризы МСМ). Билеты на наши концерты появились у спекулянтов (грустный повод для гордости), о нас пишут, концертов ждут. Обсуждают, спорят, сопереживают… К нам приезжают люди с состоявшимися международными карьерами, и радостно, что именно с ними мы начинали фестиваль, не зная как сложится судьба каждого из нас, а только лишь веря в талант друг друга и дружбу. Каждый год на «Возвращении» появляются новые исполнители. Мы рады этому и открыты для них. Что не изменилось? Фестиваль остался праздником. Это время по-прежнему увлекательно и весело для нас. Нам по-прежнему не лень придумывать новые программы, работать над ними в течение года, спорить и соглашаться…Мы не повторяемся и идём дальше — и в этом не меняемся.

Расскажите подробнее о программе этого года, что ждет слушателей?

В этом году мы, как и обычно, сыграем 4 концерта, 3 из которых тематические, а последний – «Концерт по заявкам», в котором прозвучат самые сокровенные музыкальные желания наших исполнителей (улыбается). Откроет фестиваль концерт, который мы назвали «Песни о родинах» — да, именно так: о родинах. Это музыка разных композиторов из разных стран. Ее можно назвать патриотической, но нельзя назвать пафосной. На мой взгляд, настоящий патриотизм и не может быть пафосным, это всегда искреннее переживание за успехи и несчастья своей страны… В этот вечер будут звучать русские и советские композиторы Рославец, Свиридов, Прокофьев, американский композитор Айвз, финский Сибелиус, английский Элгар и чешский Дворжак – вот такая пестрая национальная палитра, но пишут все примерно об одном и том же…или, по крайней мере, испытывают сходные чувства. Второй концерт называется «Salon». В нем мы сыграем музыку, которая задумывалась композиторами и исполнялась ими же или их друзьями, коллегами в домашних, салонных условиях – т.е. квинтэссенция камерности в музыке. Домашнее камерное музицирование – этот жанр был более всего развит в XVIII–XIX веках, поэтому здесь мы будем играть Бетховена, Глинку, Шуберта, Дворжака. Но есть и совсем не камерная музыка, которая стала камерной и салонной далеко не сразу – это органные произведения Моцарта, которые были обработаны Бузони для двух фортепиано. И есть знаменитые вальсы Иоганна Штрауса, произведения оркестровые, которые были обработаны Шенбергом для маленького камерного состава и голоса. Среди прочего в этом концерте прозвучат сочинения композитора, который далеко не в первую очередь приходит на ум при словосочетании «салонная музыка» — Гия Канчели. Будут исполнены его фортепианные пьесы, составленные из музыки к кинофильмам «Кин-дза-дза» и «Житие Дон Кихота и Санчо». Дело в том, что мы обнаружили любопытную авторскую надпись на нотах, которые были подарены Ксении Башмет: «Эти пьесы для домашнего пользования после обеда или после ужина вместо фисташек, изюма или семечек. Если хватит терпения придерживаться указанных темпов, возможно, получится и музицирование». 10 января мы играем концерт, носящий название «Чайковский». Это наше посвящение композитору – не исключаю, что оно возникло, в том числе и под влиянием последнего конкурса его имени. Чайковский любим в России, и с его творчеством худо-бедно знаком, пожалуй, каждый. Мы же хотели показать музыкальный мир, который существовал вокруг него и который мог остаться после него. Здесь будут представлены произведения Даргомыжского и Аренского – композиторов-современников Чайковского, которые дружили с ним при жизни и находились в тесном творческом контакте, и композиторов более поздних периодов, на творчество которых Чайковский имел большое влияние,— Сильвестров, Стравинский, Куртаг. А также Моцарт и Шуман – композиторы, имевшие большое влияние на самого Чайковского, люди, к творчеству которых Петр Ильич испытывал огромный пиетет и искреннюю любовь. Закончится концерт единственным сочинением самого Чайковского, которое будет исполнено в этот вечер — вокальным квартетом «Ночь», написанным им на тему Моцарта. А 14–го января мы сыграем самую разнообразную музыку. Концерт начнется редко исполняемым октетом для духового состава Шуберта. Затем – большой концертный дуэт Листа для скрипки и фортепиано, в котором сыграют Борис Бровцын и Яков Кацнельсон, песни Лучано Берио из цикла «Народные песни» для сопрано и камерного ансамбля – здесь будет задействован большой состав и даже под управлением дирижера, в роли которого выступит прекрасный трубач Владислав Лаврик. В программе также довольно известное сочинение Губайдулиной «На кресте» для виолончели и баяна, редко исполняемый фортепианный квартет Фрэнка Бриджа, не менее редко исполняемые песни-кабаре Шенберга – и пьеса эстонского композитора Эркки-Свена Тюура «Архитектоника 4», где привычные тембры скрипки, фагота, саксофона и фортепиано будут сменяться звучанием их электронных двойников.

В этом году Вы тоже устраивали конкурс на сочинение для фестиваля или вернулись к традиционным заказам для известных композиторов?

Нам понравилась идея проведения конкурса. Мы знакомимся сразу со многими композиторами, можем увидеть, почувствовать разнообразие стилей, идей. Так что в этом году мы вновь провели конкурсный отбор. Победил Андрей Комиссаров с пьесой «Вечное возвращение» для 11 инструментов (струнный и духовой квинтеты плюс фортепиано). Поверьте — название произведения никак не повлияло на выбор жюри (улыбается). Премьера прозвучит 14 января на концерте-закрытии фестиваля.

Насколько я знаю, артисты участвуют в фестивале на безгонорарной основе, а что происходит с деньгами за проданные билеты, если не секрет?

Совсем не секрет. Деньги всегда шли на покрытие расходов по аренде зала. Мы всегда, с первого года, старались удерживать цены на билеты в «рамках приличий», а окупить консерваторские залы, оставаясь в этих рамках, – непростая задача. С проданных билетов нам возвращалось не более 2/3 от цены зала! То есть это всегда убыток и всегда договорённости о покрытии расходов спонсорами. На протяжении уже 8 лет нас поддерживает банк «Софрино», а в этом году мы впервые проводим фестиваль в сотрудничестве с Московской филармонией, и аренду залов, как и весь «билетный вопрос», эта организация взяла на себя. Я очень благодарен руководству и менеджменту филармонии за то, что цены на билеты остались достаточно демократичными (200–700 рублей). Уверен, что для филармонии, как и для нас, фестиваль — не «бизнес-проект», а исключительно творческая история. Для музыкантов, для меломанов. И мы надеемся, что, как и раньше, на концерты сможет попасть публика с самым разным достатком.

Как Вы считаете, жанр камерной музыки за последнее время стал более интересен современному слушателю? Вы видите в зале новые лица, т.е. тех, кто не из круга друзей друзей, составляющих костяк публики?

Если говорить об интересе к камерной музыке, то надо понимать, что это изначально не массовый жанр, а, по сути, почти домашний. Но новые лица были всегда, я бы сказал, что фестиваль существовал для «друзей друзей» только однажды – в первый раз. Затем, очень быстро, этот проект приобрёл свою аудиторию, и это уже не были только «папы-мамы». Это была строгая, внимательная, умная, лучшая московская публика. В этом году мы перебрались в Малый зал консерватории. Это на 200 человек больше, чем было в Рахманиновском зале. Уверен, что пустых мест не будет. Наверное, это подтвердит, что на хорошую камерную музыку спрос достаточно высок. Главное условие — честное и качественное исполнение. А наша задача в этом году — сохранить камерную, семейную, праздничную атмосферу Рахманиновского зала на новой для фестиваля площадке.

Фёдор Вяземский. Tout le monde


Вернуться к навигации