Навигация по разделу

назад к списку

Пресса о проектах фонда

Дым отечества им сладок и приятен...

В столице прошел традиционный музыкальный фестиваль «Возвращение " Большинство участников фестиваля – выпускники знаменитой Гнесинки, которые разъехались по миру и стали лауреатами самых престижных мировых конкурсов.

Дым отечества им сладок и приятен…
Однако родные пенаты неудержимо притягивают. Ведь Гнесинка – это отдельное музыкальное государство. И тот, кто вышел из ее стен, все равно останется гнесинцем, куда бы ни занесла его музыкальная судьба – в Нью-Йорк, Лондон или Милан. И дыхание публики в паузах здесь особенное, и акустика Рахманиновского зала, в котором проходили концерты, тоже… Но наряду с ностальгическим «Возвращение» имеет и ощутимый просветительский подтекст. Идея состоит в том, чтобы привезти нашей публике из туманной Европы плоды новейшей музыкальной учености и показать во всей красе. Слушатель, чей слух замылился на привычном репертуаре московских залов, ленив и нелюбопытен. Он точно знает, куда нужно идти, чтобы лицезреть Башмета и слушать в его исполнении, скажем, альтовый концерт Шнитке. И куда податься за Брамсом в исполнении Рудина и Спивакова, ему тоже хорошо известно. А вот где искать Питера Максуэлла Дэвиса, Гордона Джейкоба или Брайана Ирвайна? Большинство и имен-то таких не знает. Познакомить москвичей с актуальными композиторами, которых регулярно дают в лучших европейских залах наряду с признанными историей классиками, – такую задачу из года в год ставят перед собой два бессменных капитана и энтузиаста фестиваля – скрипач Роман Минц, выпускник Королевского колледжа музыки в Лондоне, и гобоист Дмитрий Булгаков, окончивший Высшую музыкальную школу в немецком Детмольде. Заключительный концерт фестиваля «Возвращение " гнесинские виртуозы начали с романтических титанов – Бетховена и Шумана. Ну а во втором отделении начались сюрпризы. Чего стоит хотя бы пронзительная вещь Фрэнка Бриджа «Ива растет, изогнувшись над ручьем». Этот оркестровый эскиз описывает гибель шекспировской Офелии. В течение нескольких мучительных минут с помощью альтиста Максима Рысанова зал чувствовал на себе, что значит падать вслед за Офелией «от песен старины на дно, в муть смерти». «Возвращение» вообще славится своей склонностью к авангарду. Однако англичанин Брайан Ирвайн – восходящая звезда и лауреат престижной премии ВВС Jazz Award, сочинивший специально для фестиваля и лично дирижировавший своим новым опусом, – оправдал самые смелые ожидания. Вначале исполнение было вполне чинным, хоть и щеголяло диссонансами. А затем маэстро повернулся к залу, свистнул в пальцы – и из зала на сцену прыгнули новые музыканты, в том числе ударник в рэперской шапке и бас-гитарист, сразу подключивший свой агрегат к неведомо откуда взявшемуся комбу. Тут уж музыка пошла не та. Композитор свистел соловьем и пританцовывал а-ля Элвис Пресли. Музыканты истерически гоготали, перегнувшись через пюпитры. Воистину: хочешь быть умным в мире сем – будь безумным.

Евгений Белжеларский, журнал «Итоги», 18-01-2005


Вернуться к навигации