Пресса о проектах фонда
Без права на повтор
На фестивале “Возвращение” музыка всегда новая
Те, кто успел соскучиться по музыке после насыщенного концертами декабря, но не успел еще выбраться в консерваторию, могут застать самый кончик фестиваля «Возвращение «. Правда, попасть на него будет сложно: за восемь лет этот фестиваль камерной музыки завоевал популярность, и сегодня у входа в Рахманиновский зал, скорее всего, будут стрелять лишние билетики.
Фестиваль «Возвращение» создали в 1996 г. молодые музыканты Роман Минц и Дмитрий Булгаков. Его идея, содержавшаяся в названии, была проста и трогательна – собрать в Москве на несколько дней бывших однокашников, куда бы ни разбросала их учеба или карьера, и поиграть вместе, как в светлые студенческие времена. Идея выдержала испытание временем, несмотря на то что судьбы участников фестиваля стали складываться по-разному. Кто гастролирует по миру, кто играет здесь и там в оркестрах или ансамблях, кто уже преподает в Гнесинской школе или даже в консерватории. Многие из них привели в компанию своих новых партнеров из других стран. Сложилась общность музыкантов, в которую не закрыт вход и новичкам: так, в этом году на фестивале «Возвращение» впервые появился Александр Ситковецкий – совсем молодой и очень крепкий скрипач с династической фамилией, выпускник Лондонской школы Иегуди Менухина. Замечательная особенность фестиваля «Возвращение» – его программы. Составлять их с каждым годом, наверное, становится все труднее. Поскольку начиная с первого фестиваля (а ныне восьмой) ни одно сочинение не исполнялось дважды. Мало того, большая часть концертных программ фестиваля строится в соответствии с объявленной темой. Так, «Возвращение-2005» открывал концерт «Анамнез», составленный из произведений, написанных композиторами в периоды психических расстройств и депрессии, – в нем нашлось место Бетховену, Шуману, Сметане, Гуго Вольфу, Дюпарку, Бернду Алоису Циммерману, в 1970 г. завершившему жизнь программным самоубийством, и неизвестному у нас Дитеру Натову, который, напротив, вплоть до своей смерти в прошлом году мужественно сопротивлялся болезни. Второй концерт был выстроен по более академичной схеме – «Брамс и его влияние на современников». Третья программа, на которой побывал ваш обозреватель, называлась «Трудности перевода» и состояла из транскрипций. Едва ли причиной обращения к транскрипциям стал дефицит оригиналов. Их в истории музыки пока предостаточно, просто в современном искусстве идея пересказа, рекомпозиции, версии или фантазии по чужой канве обрела равное право на существование. В свете этой тенденции «возвращенцы» обратились к XIX в., когда транскрипции и парафразы входили в меню любого уважающего себя виртуоза – например, Листа, чье дьявольски сложное переложение «Тангейзера» оказалось по плечу пианисту Якову Кацнельсону. Или Годовского, начинившего невинный музыкальный момент Шуберта гармоническими приправами – они явно пришлись по вкусу пианистке Екатерине Апекишевой. В XIX в. Баху приписывали аккомпанемент, поскольку его сольная скрипка казалась бедной, а на сегодняшний слух Чакона Баха с рояльной партией от Мендельсона даже кажется альтернативой модному аутентизму – если играют упомянутые Ситковецкий и Кацнельсон. Позже, в XX в., пышный оркестр Рихарда Штрауса сокращали до квинтета, чтобы сыграть «Тиля Уленшпигеля» в домашнем кругу, а сборный ансамбль фестиваля «Возвращение» с успехом проделывает то же самое на консерваторской сцене. Опусы для малых составов, наоборот, укрупнялись: Рудольф Баршай с благословения автора переделал Третий квартет Шостаковича в Симфонию для струнных и духовых, но хватил лишка: такое количество esspressivo в усиленном варианте едва ли способно не утомить, особенно в безоглядно пылком исполнении камерного оркестра «Гнесинские виртуозы». Последняя программа, которую сыграют сегодня, от концептуальной темы будет свободна – это традиционный «Концерт по заявкам», принятых от музыкантов. Опять будут редкости, в том числе английские, а на закуску – спецзаказ фестиваля, сочинение эксцентричного ирландца Брайана Ирвайна, вдохновленное кинетической скульптурой. Это не значит, что в дальнейшем участников фестиваля «Возвращение» мы не услышим. Четвертого февраля они проведут авторский концерт своего товарища, живущего в Лондоне композитора Артема Васильева. А потом продолжится цикл «Возвращение. Портреты», начатый в прошлом сезоне. Имена постоянных участников фестиваля теперь чаще попадаются на московских афишах, особенно имя темпераментного виолончелиста Бориса Андрианова (он блестяще справился с «трудностями перевода» песен Мануэля Де Фальи на язык струн, а сегодня ему предстоит сыграть два танго Астора Пиаццоллы). В интересные проекты попадают гитарист Дмитрий Илларионов, альтисты Максим Рысанов и Илья Гофман, певица Юлия Корпачева и другие. Семь лет назад, когда все было оккупировано старшим и средним поколением, молодежи нужно было держаться не иначе как стаей. Сейчас молодежь повзрослела, и брешь хоть немного, но пробита. Однако стая сохраняется, в нее принимают новых, а милый январский фестиваль «Возвращение» стал по-своему необходимым событием музыкального года.
Петр Поспелов, «Ведомости», 12-01-2005