Пресса о проектах фонда
От анамнеза до птицы с сапогом
Ежегодный фестиваль камерной музыки «Возвращение» объединяет молодых российских музыкантов, большинство из которых продолжало обучение за рубежом, а ныне они известны в России и в мире как солисты, артисты оркестров и преподаватели
«Анамнез», «Брамс», «Трудности перевода», «Концерт по заявкам» – названия напоминали программу смотра независимого кино или афишу маленького театра. Между тем такой была программа фестиваля ;Возвращение", в котором действительно немало театрального. В каждом уважающем себя театре есть ряд звезд, любимых публикой независимо от репертуара. Немало их было и здесь: скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков (основатели фестиваля), виолончелисты Кристина Блаумане и Борис Андрианов, пианисты Яков Кацнельсон и Екатерина Апекишева, альтисты Максим Рысанов и Илья Гофман, кларнетисты Игорь Федоров и Евгений Варавко. Форум не только бережно относится к фаворитам, но и выращивает новых. Одним из них с уверенностью можно назвать скрипача Александра Ситковецкого, впервые принимавшего участие в фестивале.
Каждый из вечеров «Возвращения» строился по тематическому принципу, обнаруживая связи между самыми разными композиторами. «Музыка, написанная композиторами в периоды психических расстройств и депрессии» (Анамнез) – так, отчасти пугающе, была обозначена тема первого вечера. Здесь были композиторы-романтики – от Бетховена и Шумана до Сметаны и Вольфа. Второй вечер был посвящен музыке Брамса и ее влиянию на современников. Лучшие из сочинений, в особенности Эрне Донаньи и Карла Райнеке, напомнили о том, что в любую эпоху многие замечательные мастера незаслуженно остаются в тени великих. Самым же пестрым номером оказалась соната, написанная при участии… Брамса. Вместе с Альбертом Дитрихом и Робертом Шуманом он написал ее в подарок знаменитому скрипачу Йозефу Иоахиму. Соната не была издана, возможно, потому, что ее части слишком уж разнородны: наиболее несамостоятельна и многословна первая, принадлежащая Дитриху. Еще две создал Шуман, а у написанного Брамсом скерцо, исполняющегося всеми скрипачами мира, настолько законченная драматургия, что крайне трудно воспринять его лишь как часть целого. Украсила вечер струнная Серенада Донаньи – ее блестяще исполнили Роман Минц, Максим Рысанов и Кристина Блаумане. Три фортепианных интермеццо Брамса показали, насколько широки границы, которые очертил своим современникам композитор.
Остроумное название «Трудности перевода» включало в себя транскрипции известных сочинений. Концерт подтвердил, что у большинства переложений есть две цели: главная – лишний раз сыграть тот или иной шедевр, по возможности показав его с новой стороны; побочная – напомнить о том, что почти любая обработка все же уступает оригиналу. Один из чемпионов по числу переложений – баховская Чакона для скрипки соло. Независимо друг от друга Мендельсон и Шуман переработали ее для фортепиано и скрипки. Кульминацией вечера стал квартет Шостаковича Э 3, переложенный для струнных и духовых, а неожиданнее всего прозвучала транскрипция «Тиля Уленшпигеля» Рихарда Штрауса. Музыка, рассчитанная на огромный оркестр, в исполнении квинтета вдруг приобрела «салонный» дух, ничуть не присущий полотнам Штрауса.
Концерт-закрытие также имел немало приятных неожиданностей, главной среди которых стало сочинение «Птица… Сапог… Часы» Брайана Ирвайна – американского композитора, тринадцать лет работавшего мойщиком окон. Опус был создан по заказу организаторов «Возвращения», что говорит о несомненной солидности фестиваля.
Анатолий Градов, РИА «Новости».