Навигация по разделу

назад к списку

Пресса о проектах фонда

На фестивале "Возващение" порадовали слушателей

Второй концерт фестиваля «Возвращение» прошел в Рахманиновском зале консерватории 8 января. Программа вечера, озаглавленная «Радуйся!», представляла собой собрание произведений, посвященных чувству радости. Концерт был выстроен так, что шутливые и комические сочинения чередовались с серьезными произведениями.

Вечер открылся блестящей фортепианной пьесой «Скарамуш» Дариуса Мийо, которую энергично исполнили постоянная участница «Возвращения» Екатерина Апекишева и английский пианист Чарльз Оуэн, выступавший на прошлогоднем фестивале. Следующим номером программы стала соната для скрипки и виолончели «Радуйся!» Софии Губайдулиной. Одно из самых серьезных произведений вечера, задуманное Губайдулиной как инструментальная месса, состояло из пяти частей – Kyrie, Gloria, Credo, Agnus Dei и Gratias. Философская направленность сонаты определялась еще и тем, что все части имели названия, представляющие собой цитаты из текстов четырех Евангелий. Главная идея сонаты «Радуйся» – величие и значимость неземной радости – была воплощена в звучании предельно высоких флажолетов, которые извлекал из скрипки Роман Минц. Противопоставление этого воздушного звучания бархатному тембру виолончели, на которой играла Татьяна Васильева, было подчеркнуто в нечетных частях сонаты, тогда как в четных тембры двух инструментов дополняли друг друга.

Второе отделение открылось сонатой для двух гобоев и баса континуо «Апофеоз Корелли» Франсуа Куперена. Программное произведение, по духу и музыкальному языку напоминающее светскую пастораль, стало контрастом к следующей следом фортепианной пьесе «Остров радости» Клода Дебюсси. Бурные пассажи «Острова радости» в свою очередь были противопоставлены сочинению «В горах Хэнтея» монгольского композитора Д.Дамдин-Сурэна в аранжировке Димитру Романеску. Своеобразная композиция, написанная в традициях соцреализма, своей простоватой музыкой вызвала в зале не только улыбки, но даже смех, что, впрочем, не помешало публике по окончании произведения разразиться криками «браво».

Существенная часть вечера была отведена любовным романсам. В соответствии с тематикой концерта, известные lied Роберта Шумана и Иоганнеса Брамса пелись только о счастливой любви. Песни немецких композиторов прозвучали в обработке для камерного ансамбля. Их представили певцы Хорового театра Бориса Певзнера.

В заключение вечера Яков Кацнельсон исполнил последнюю часть кантаты И.С. Баха «Herz und Mund und Tat und Leben» под названием «Jesu, meine Freude» («Иисус, моя радость»). Умиротворяющая музыка Баха в транскрипции английской пианистки Майры Хесс произвела такое глубокое впечатление на слушателей, что они долго не отпускали музыканта со сцены и бурными аплодисментами требовали продолжения.

Наталья Светлакова, InterMedia


Вернуться к навигации